В 1953 году на основании решения Агинского окрисполкома и приказа министра просвещения РСФСР под № 836 от 23 сентября 1952 года на базе станции юннатов был открыт Дом пионеров.
И ребята поселка могли посещать кружки: драматический, шахматный, юннатов, кукольный и т.д. Первым директором по совместительству был назначен Бадмажабэ Намсарай Бадмажапович, тогда директор Агинской семилетней школы.
Особой страницей отмечена в истории Дома пионеров работа юннатского кружка, руководил которым Прокопий Алексеевич Носырев.
Зеленые насаждения поселка, парк культуры и отдыха – все это дело рук юннатов и самого Прокопия Алексеевича.
10 юннатов за размножение сортового картофеля были награждены поездкой в Москву на ВСХВ. А всех участников ВСХВ было у Прокопия Алексеевича 32 человека.
Кружковцы 50-60 годов помнят незабываемые новогодние праздники на льду, где подарки дарили всем.
В 1966 году штат расширили и стали работать такие кружки: фото и драмкружок вел Юрий Михайлович Жамсаранов, «Кройка и шитье», «Умелые руки» — Карепова Полина Федоровна, «Вязание» — Петрова Зоя Васильевна.
В январе 1968 года директором Агинского окружного Дома пионеров назначена Цыденова Чимитжаб Эрдынеевна, которая добилась в обкоме две ставки – методиста по пионерской и методиста по комсомольской работе. Ведь до этого всю основную воспитательную работу вел один массовик.
В это время кружок «Умелые руки» вел Гуруев Цырендаши Гуруевич, кукольный – Бородина Людмила Тимофеевна, шахматный – бывший кружковец Жадовцев Валерий Владимирович.
В 70-х годах директорами работали Цынгуев Цыденжап Абармитович, Дашинимаева Клара Мункуевна.
В 1979 году директором стала Тамара Дагбаевна Дымбрылова. Все педагоги с теплотой вспоминают о Тамаре Дагбаевне. Имея опыт работы методиста, знающая суть работы, смогла организовать работу так, что пионерская жизнь забурлила ключом.
В 80-е годы пришла Ольга Ойдоповна, сделала много для Дома пионеров. По ее инициативе вторая половина здания, где размещался детский сад, перешла в ведение Дома пионеров, двум педагогам присвоено почетное звание «Отличник народного просвещения», наконец-то расстались с печками – проведена отопительная система.
Чтобы все дела были интересными и увлекательными, достигали своих целей, много сил прилагали методисты Дома пионеров и старшие пионервожатые: Гама Цыденовна Раднаева, Валентина Базаровна Лыгденова, Дарима Базаровна Ринчинова
Это талантливые педагоги, умелые, творческие организаторы. Проводимые ими семинары, школы пионерского актива, пионерские слеты, праздники их были продуманы, насыщены и интересны.
В 90-е годы после работы в «Орленке» в коллективе появился новый методист — Хандама Абидуевна Цыденова. Человек, обладающий большими организаторскими способностями, увлеченный своим делом.
Рука об руку с нашими методистами работали старшие пионервожатые. Ведь оттого насколько они могут увлечь своих ребят, организовать пионерскую работу в своих школах, зависела вся пионерская жизнь в районе.
Все знают, что в системе дополнительного образования долго и плодотворно работают только те, кто самоотверженно предан детям, кто свой талант и высокий профессионализм отдает ученикам, потому что их любит и в каждом из них уважает личность, кто учит их мудрости жизни и, прививая нормы нравственности, сам непрестанно учится у детей и воспитывает их не назиданием, а собственным образом жизни. Именно такие люди создавали и создают неповторимую атмосферу творчества, заботы и домашности, которые царят в нашем учреждении.
Со дня открытия Дом детского творчества прошел типичный путь развития, характерный для внешкольного учреждения. В прошедший период основными направлениями его деятельности были:
- организация свободного времени детей – многопрофильная кружковая работа;
- учеба пионерского и комсомольского актива:
- проведение общероссийских игр: «Зарница», «Мое Отечество»;
- организация и проведение детских творческих фестивалей и конкурсов;
- разнообразная концертная деятельность.
На основании Постановления Главы администрации Агинского Бурятского автономного округа от 6 октября 1994 года Дом пионеров реорганизован в учреждение дополнительного образования детей «Агинский Дом детского творчества».
С этого времени Дом детского творчества работает над обновлением содержания дополнительного образования.
В 2008 году при финансовой поддержке администрации Агинского Бурятского автономного округа, городского округа «Поселок Агинское» построено новое трехэтажное здание Дома детского творчества.
В новом здании к услугам ребят предоставлены 12 функциональных кабинетов для учебной работы. Все кабинеты оснащены современным оборудованием и техническими средствами обучения, информационно-дидактическими материалами, необходимой мебелью. Есть компьютерный класс, где воспитанники учатся создавать документы, разрабатывать рекламные буклеты, презентации. Есть мастерские глины и живописи, кройки и шитья, столярная.
Сегодня Дом детского творчества – это современное многопрофильное учреждение дополнительного образования, в котором развивают свои творческие способности, расширяют кругозор, учатся общению более 900 детей от 5 до 17 лет. Многие из них занимаются здесь в течение 3-4 и более лет, получая в итоге допрофессиональную подготовку и начальное профессиональное образование.
Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых Домом детского творчества дополнительных образовательных программ, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям, удовлетворяет их многообразные интересы.
Приходя сюда, они оказываются защищенными от натиска всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дети идут сюда с удовольствием, их привлекает атмосфера настоящего творчества, взаимопомощи и дружбы. Здесь понимают, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь помочь ему найти себя, проявить и развить свои способности.
В настоящее время Дом детского творчества органически сочетает различные формы образовательной деятельности детей с разнообразными видами организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество).
Педагогами Дома детского творчества разработаны и апробированы дополнительные образовательные программы, в их числе модульные, комплексные. Занятия детей способствуют формированию у них углубленного интереса к различным отраслям знаний, науке и технике, литературе и искусству.
За последние годы коллектив ДДТ значительно улучшил свои результаты, сделал большой шаг вперед. Увеличилось число воспитанников, значительно сохраняется контингент обучающихся, появились новые направления работы, на базе бывших кружков возникли клубы, мастерские.
Но главное богатство ДДТ – это его воспитанники и педагоги. В коллективе много молодых педагогов. Сегодня можно с полным основанием сказать, что здесь собрались работоспособные, творческие и увлеченные своим трудом специалисты.
Педагогический коллектив постоянно ищет новые формы и направления работы, осваивает современные методики обучения и воспитания детей, способы диагностики уровня усвоения знаний, умений, навыков обучающихся.
За последние годы Агинским институтом повышения квалификации работников социальной сферы разработана система обеспечения профессионального роста педагогических кадров дополнительного образования, а именно: лекции, курсы, семинары, практические работы с педагогами.
Педагогический коллектив ДДТ в контексте изменившейся ситуации в российском обществе, думая о перспективах развития своего учреждения, работает над динамичной, хорошо организованной и управляемой моделью его перспективного развития. Эта модель должна обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей населения в различных видах творческой деятельности и одновременно повысить рейтинг ДДТ среди других образовательных учреждений.
Дом детского творчества является неотъемлемой частью образовательной системы поселка. И в той или иной степени, сотрудничая с образовательными учреждениями и совместно осуществляя разнонаправленное, вариативное образование, существенно обогащает содержание основного образования, усиливает его социально-педагогическую функцию и обеспечивает условия для творческого развития детей.